Младшая группа общеобразовательной направленности


 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НАШИ НОВОСТИ

     

 

Паспорт группы

 

Воспитатели:

                Тютченко Марина Ивановна

    Лысая Ольга Владимировна

Младший воспитатель:

Черных Наталья Сергеевна

 

Возрастные особенности детей 3-4 лет

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе. целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 

Построение предметно-развивающей среды в младшей группе в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала группы, приспособленной для реализации программы материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

 

Раздевалка

Цель: развивать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи. Закреплять знания детей о названии одежды в зависимости от времени года. Воспитывать бережное отношение к вещам. Закреплять навыки самообслуживания.

Мебель и оборудование Количество
1. Шкаф детский четырехсекционный 1
2. Шкаф детский пятисекционный 4
3. Ковровое покрытие 1,8 x 3  1
4. Стенд «Меню» 1
5. Стенд «Для заботливых  родителей» 1
6. Стенд «Советуют специалисты» 1
7. Стенд «Объявления» 1
8. Скамейка детская 2
9. Шкаф для одежды одностворчатый 1
10. Подставка для детских работ 1
11. Сушилка для одежды встроенная 1

 

Групповая комната

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого ребенка. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно – развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Учитывая то, что игра для ребёнка является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

Мебель и оборудование Количество
1. Стол детский  10
2. Стул детский 22
3. Тумбочка д/уголка природы 1
4. Полка настенная 1
5. Стенка дет. д/игрушек 2
6. Мольберт двусторонний 1
7. Тумбы для пособий 2
8. Игровой уголок «Кухня» 1
9. Игровой уголок «Парикмахерская» 1
10. Игровой уголок «Спортивный» передвижной 1
11. Книжные шкафы 2
12. Стол письменный 1
13. Стул офисный 1
14. Часы 1
15. Ковровое покрытие 3 х 3,50 1
16. Карниз потолочный 1
17. Этажерка угловая деревянная 1

 

 

 

Спальная комната

На сон ребенка во многом влияет оформление спальни. Ведущими психологами мира давно было установлено, что на детский сон, а он является главным во всей жизнедеятельности ребенка, влияет цветовое решение спального помещения. Теплые пастельные цвета несут успокаивающий эффект.

Мебель и оборудование Количество
1. Кровать детская с матрацем 18
2. Шкаф для пособий 2
3. Шторы 2
4. Дорожки, коврики д/гимнастики 7

 

 

Буфетная комната

Мебель и оборудование Количество
1. Буфет-мойка 1
2. Тарелка для первого блюда 24
3. Тарелка для второго блюда 24
4. Чашка 24
5. Тарелка для хлеба 7
6. Салфетница 9
7. Ложки десертные 24
8. Ложки чайные 5
9. Вилки 24
10. Ножи 24
11. Ножи разделочные 3
12 Половник 2
13. Доска разделочная 2
14. Ложка раздаточная 1
15. Салатники 24
16. Кастрюля для 1 блюда 1
17. Кастрюля для 2 блюда 2
18. Кастрюля для 3 блюда 1
19. Кастрюля для соуса 1
20. Чайник эмаль 1
21. Кастрюля с крышкой (эмаль) для отходов 1
22. Разнос пластмассовый 2
23. Стол раздаточный 1
24. Машина посудомоечная 1
25. Подставки металлические для столовых приборов 3
26. Бак для замачивания посуды 1

 

Туалетная и умывальная комната

Цель: развивать представление о туалетных принадлежностях, их назначении. Учить последовательному выполнению гигиены в туалетной комнате. Воспитывать чистоплотность. Прививать культурно – гигиенические навыки.

Мебель и оборудование Количество
1. Шкаф хозяйственный 2-хсекционный 1
2. Полотеничница 2
3. Унитазы 4
4. Умывальники 4
5. Поддон для мытья ног 1
6. Расчесочница 1
7. Ведро 15 л 2
8. Таз пластмассовый большой 2
9. Таз пластмассовый маленький 3
10. Швабра деревянная 2
11. Бумагодержатель 4
12. Емкость для хлорамина 1
13. Квачи 4
14. Мыльница 3

 

 

 

Центр развивающих игр

Задачи: развитие словаря, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение. Воспитание звуковой культуры. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Развитие элементарных математических представлений, интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Оборудование и материалы, которые есть в центре:

 

 

Центр сюжетно-ролевых игр

Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма   разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место.

Оборудование и материалы которое есть у нас в группе:

 

 

 

Центр физической культуры

Цель: приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре:

 

Центр изобразительного искусства

Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно – творческих способностей, самостоятельности, активности.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре:

Материал для рисования: мольберт, цветные карандаши, восковые мелки, альбомы, кисточки - тонкие и толстые; акварельные и гуашевые краски, баночки для воды, трафареты для рисования, раскраски, бумага разного размера и формы, пальчиковые краски.

Материалы для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные доски, печатки.

Материал для аппликации и ручного труда: клей, цветной и белый картон, цветная бумага, бумага – гофре.

 

 

Музыкально-театральный центр

Цель: центр музыкально – театрального развития знакомит детей с элементарными основами музыкального искусства, воспитывает музыкальную культуру, развивает творческое воображение, фантазию, побуждает к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения).

Оборудование, которое есть у нас в центре:

Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

 

 

Книжный уголок

Задачи: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.

В центре мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре:

В книжной витрине группы мы выставляем обычно 4-5 книг, как правило, уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяется  интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Наши  малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

 

 

Центр строительных игр

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре:

Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.

 

 

Уголок природы

Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к  природе.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре:

Дети нашей группы учатся узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Дети учатся  поливать растение под руководством воспитателя; учатся правильно держать лейку и лить воду аккуратно. В уголке мы создали условия для игр с песком.

 

 

Центр краеведения и патриотического воспитания

Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре:

 

Уголок безопасности

Цель: знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте, воспитывать в детях грамотных пешеходов необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, в последствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека. Для этого создаем в детском саду уголки по ПДД.  Используем стенды, макеты, игрушки, дидактические игры.

 

 

 

Перечень методической и справочной литературы

Название
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. /авт.-сост. Н.А. Лободина.-Волгоград: Учитель,2015.-413с.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: .-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-80с.
3. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: .-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-128с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду:.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-112с.
5. Развитие речи детей 3-4 лет/Под ред. О. С. Ушаковой. М.:ТЦ Сфера,2013.-272с.-(Развиваем речь)
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. .-М.:Мозаика-Синтез,2017.-112с.:цв.вкл.
7. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала:.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-64с.
8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 3-4лет.-М.:Мозаика-Синтез,2015.-80с.
9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду..-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.-112с.
10. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением..-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80С.
11. А.Л. Табенкина, М.К. Боголюбская Под редакцией Е.Е. Зубаревой Хрестоматия по детской литературе Москва «Просвещение»1988г.
12. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,2010
13. Хрестоматия для младшего возраста. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Рекомендовано управлением дошкольного образования Российской федерации. /Сост. Н.П. Ильчук и др.-1-е издание. М.; АСТ,1999.-656с.,ил./
14. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-224с.- (Развиваем речь)
15. Бондаренко Т.М.: Практическое пособие для воспитателей  ДОУ.-Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.-666с.
16. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. -М.: Сфера, 2004 год.
17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. -М.: Сфера, 2004 год.
18. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. –М.: Линка-Пресс, 2003.
19. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной прграммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» /Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 20
Перейти к содержимому