Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Доступная среда в дошкольных общеобразовательных учреждениях, вернее её обустройство, подразумевает проведение массы различных мероприятий, связанных именно с обустройством безбарьерных условий. Именно об этом и пойдёт речь далее.
Материальная база в МАДОУ№1 по реализации Программы создание (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются и отражены: в паспорте доступности, в адаптированной образовательной программе.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Оборудованы: кабинет учителя-логопеда, кабинет психолога, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют групповое помещение и объекты ( кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет, кабинет педагога-дефектолога, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната) для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарногигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту и особенностям развития и здоровья детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья, так же детей с ОВЗ. Создана доступная среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах Речевой активности для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы. Также на 2 этаже детского сада находится методический кабинет, обеспеченный учебно-методической литературой для реализации Основной и Адаптированной общеобразовательных программ дошкольного образования.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации потребностей детей инвалидов и детей с ОВЗ в двигательной активности на занятиях и в свободной деятельности в детском саду имеется необходимое физкультурно-спортивное оборудование. Для физического развития детей в спортивном зале имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, наклонная доска, кегли, палки гимнастические, маты, мягкие модули, напольный коврик камешки «первый шаг», мягкие камешки, шипы, травка мягкая, шишки; массажный коврик резиновый, с камнями; тактильная массажная дорожка (шары), массажная дорожка - шагайка.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников МАДОУ обеспечено средствами обучения и воспитания:
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Имеется кнопка вызова для маломобильных групп населения, вывеска с названием организации, графиком работы организации выполнена рельефно - точечным шрифтом Брайля. При необходимости ребенку-инвалиду и лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Специальные условия питания
Питание организовано в соответствии с «Примерным меню для организации питания воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций с 12-часовым режимом функционирования». Приготовление пищи осуществляется в пищеблоке, оборудованном согласно современным требованиям СанПин в полном объеме. Питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре: утренней гимнастикой, НОД, подвижными играми, физ.минутками, гимнастикой после дневного сна, активным отдыхом используются и нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика, оздоровительный бег, фитонцидотерапия (лук, чеснок), плавание в бассейне.
С целью снижения заболеваемости в детском саду успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
Информация о доступе к информационным системам и информационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся самостоятельный доступ к информационным системам, электронным образовательным ресурсам не имеют, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернет:
Нет
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Нет.
В МАДОУ №1 оборудована сенсорная комната для детей. Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение. Изначально оно предназначалось для релаксации и снятия напряжения, но сегодня его возможности гораздо шире.
Сенсорная комната решает следующие коррекционные задачи:
Сенсорное помещение полезно как здоровым детям, так и малышам с ограниченными возможностями.