Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок говорил правильно и красиво. К сожалению, иногда случается, что малыш растёт, но говорить полными предложениями, последовательно излагать свои мысли у него не получается. Речь идёт о недостаточном развитии связной речи.
Чтобы совершенствовать связную речь ребёнка, необходимо использовать всё, что ребёнок видит вокруг. Можно заниматься дома, на прогулке, и по дороге в детский садик.
Рекомендую следующие приёмы, способствующие развитию связной речи:
Вспомните с малышом любое интересное событие, в котором вы принимали участие. Вместе вспоминайте, что видели и что делали в тот момент. Припоминайте те моменты, которые вызвали сильные эмоции у ребёнка.
Включите интересный мультфильм и начните смотреть его вместе с малышом. Затем на самом интересном месте «вспомните» про срочные дела и уйдите в другую комнату. Через некоторое время, сделав огорчённый вид, попросите ребёнка рассказать, что вы пропустили, и чем закончился мультфильм. Обязательно поблагодарите его за рассказ!
Предлагаем ребёнку продолжить и закончить предложение, которое начал взрослый. При этом помогаем наводящими вопросами: «Малыши играют... (Где? С чем?)».
Можно немного усложнить: «Малыши играют на улице, потому что...».
Для этого лучше собрать несколько игроков, например, братьев, сестёр, друзей или бабушек и дедушек.
Один из взрослых показывает мешочек (непрозрачный) и сообщает, что он волшебный. В нём лежат подарочки (мелкие игрушки, как из Киндер-сюрприза). Подарок достанется тому, кто умеет хранить тайны. Затем взрослый подходит к ребёнку, который должен зажмурить глаза и, вытащить из мешка игрушку, рассмотреть её, но не показывать и не рассказывать, что там. Это необходимо держать в тайне. Когда все получат по одной игрушке, взрослый спрашивает у членов семьи, хотят ли они знать, кому что досталось. Ребёнку, конечно, хочется. Тогда взрослый просит не показывать игрушку, а рассказать про неё. Вначале ведущий описывает свой подарок, чтобы ребёнок понял, как правильно это делать, отгадывает. Затем ребёнок и другие члены семьи рассказывают про свои подарочки и, когда подарок отгадан, показывают свою игрушку.
Взрослый предлагает малышу пофантазировать и предлагает следующее начало: «Если бы я была волшебницей, то...» «Если бы у меня была шапка-невидимка...».
Взрослый говорит ребёнку: «Хочешь превратиться в необычного художника, который умеет рисовать не кистью и акварелью, а словами? Тогда послушай. Я прочитаю стих (рассказ) о зиме, а ты закрой глазки и представляй то, о чём услышишь. Затем опиши, какую картину ты представил».
После этого можно нарисовать картинку к рассказу вместе с малышом.
Играя со своим ребёнком, вы можете добиться хороших результатов в развитии связной речи.