Что такое фонематический слух, как и когда он формируется у детей?


Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух – способность различать звуки речи, опознавать их.

К 2 годам ребенок должен хорошо различать на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне развития фонематического слуха. В словах появляются стойкие звуковые замены. Звуковые замены в норме объясняются неполной сформированностью артикуляционной базы звуков (т.е. неправильным положением органов артикуляции при произнесении звуков).

К 2 годам 6 месяцам ребенок должен хорошо различать слова-паронимы, понимания смысла сказанного.  Заменив один звук в слове, получив совершенно другое слово«коза-коса»«дом-ком»«крыса-крыша»«бочка-почка»

К 3 годам у ребенка начинают появляться речевые кинестезии – ощущение от движения органов артикуляции. Начинается момент осознания управления органами артикуляции. Ребенок начинает различать не только слова-паронимы, но и слова, близкие по произношению («уши-усы»).

К 4-5 годам ребенок различает все звуки речи, как на слух, так и в произношении. Параллельно с развитием фонематического слуха у ребенка формируется фонетический слух (его следует отличать от фонематического слуха) – общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, т. е. у ребенка формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также оценивает искаженное произношение. Фонематический и фонетический слух вместе составляют речевой слух, который осуществляет: восприятие речи; оценивает правильность чужой речи, осуществляет контроль за собственной речью; под управлением своего слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает ощупывать нужные артикуляционные уклады. Эти артикуляционные позиции записываются в памяти ребенка и воспроизводятся.

После 4 лет начинают появляться первичные навыки звукового анализа, что свидетельствует о возможности обучения ребенка письменной речи.

Таким образом, к 5 годам ребенок начинает развивать свою речь с помощью письма и чтения. Недоразвитие фонематического слуха и фонетического слуха может явиться причиной нарушений письменной речи (нарушению письма – дисграфии, нарушению чтения – дислексии) при обучении в школе.   

В работе по формированию фонематического слуха важно учитывать, что ребенка этим процессам нужно обучать осознанно, направлять его внимание на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась.

В процессе обследования фонематического слуха и восприятия оценивается (по рекомендации З. А. Репиной):

Очень важно вовремя выявить проблему и начать коррекционную работу. Сложилась четкая система формирования этих процессов, поэтому коррекционная работа строится по определенным этапам:

  1. Узнавание неречевых звуков, оценка воспроизведения ритмов, узнавание мелодий.
  2. Различение одинаковых слов, фраз, звуковых комплексов и звуков по высоте, силе, тембру голос.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.

Обследование восприятия неречевых звуков.

  1. Узнавание неречевых звуков:
  1. Оценка и воспроизведение ритмов:
  1. Узнавание мелодий:

Исследования функции фонематического анализа проводятся в трех аспектах:

Исследования фонематического анализа проводятся в следующей последовательности:

Таким образом, нарушение фонематического слуха не позволяет ребенку своевременно избавиться от звуковых замен в устной речи, то есть у него возникает нарушение звукопроизношения. Один дефект неизбежно приводит к появлению другого. А нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, то есть причиной появления третьего дефекта. Все идет по цепочке. Если же эта патологическая цепочка будет прервана в самом первом звене, в возможно раннем возрасте, то все остальное речевое развитие ребенка потечет нормально и в дальнейшем уже не потребуется ни коррекции нарушений звукопроизношения, ни тем более коррекций нарушений письма.

Перейти к содержимому