Развиваем чувство времени у детей старшего дошкольного возраста


Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные временные интервалы, рационально использовать время, быть точным.

У детей старшего дошкольного возраста нужно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучить в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. В ходе такой работы совершенствуется умение регулировать свою деятельность во времени.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

  • знание временных эталонов (обобщённое представление о них). Для того, чтобы ребёнок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами;
  • переживание – чувствование детьми длительности временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяжённость времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. В дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объём работы соответственно отведённому на неё времени;
  • развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

  • познакомить детей с длительностью 1, 3, 5, 10 минут, при этом использовать секундомер, песочные часы для восприятия детьми длительности указанных интервалов;
  • учить детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5, 10 минут), для чего необходимо учить измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать её темп.

Эту работу надо проводить по этапам.

На первом этапе учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание – сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по минутным песочным часам), этим обеспечивается накопление опыта у детей в использовании мерки. Взрослый даёт оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

На втором этапе учить оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности.

На третьем этапе учить предварительно планировать объём деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объёма работы на данную длительность проводится с помощью песочных часов.

На четвёртом этапе учить переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игра).

Литература: Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. М., 1983. Люблинская А.А. Ещё раз о преемственности в работе детского сада и школы. Дошкольное воспитание, 1982, № 8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1982.

Перейти к содержимому