Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные временные интервалы, рационально использовать время, быть точным. У детей старшего дошкольного возраста нужно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучить в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. В ходе такой работы совершенствуется умение регулировать свою деятельность во времени. |
|
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:
|
|
|
Эту работу надо проводить по этапам.
На первом этапе учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание – сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по минутным песочным часам), этим обеспечивается накопление опыта у детей в использовании мерки. Взрослый даёт оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.
На втором этапе учить оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности.
На третьем этапе учить предварительно планировать объём деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объёма работы на данную длительность проводится с помощью песочных часов.
На четвёртом этапе учить переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игра).
Литература: Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. М., 1983. Люблинская А.А. Ещё раз о преемственности в работе детского сада и школы. Дошкольное воспитание, 1982, № 8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1982.