Профилактика нарушений голоса педагогов


Человеческий голос — уникальный акустический феномен, результат сложных анатомо-физиологических процессов. Главное значение голоса состоит в том, что с его помощью человек способен говорить, выражать свои мысли. Однако голос является не только средством общения и передачи информации, но и весьма ценным капиталом, особенно если профессиональная деятельность человека связана с использованием этого инструмента.

Преподаватели как представители одной из «голосовых» профессий должны иметь хотя бы элементарное представление о состоянии своего голосового аппарата, о мерах предупреждения голосовых нарушений. Дело в том, что заболеваемость голосовых органов у педагогов велика и достигает 62 процента. Это ведёт к снижению трудоспособности, а для некоторой части преподавателей создается угроза профессиональной непригодности. Существует специальная самостоятельная наука — фониатрия, занимающаяся предупреждением и лечением заболеваний голосового аппарата.

Вспомним некоторые анатомо-физиологические основы голосообразования. В этом процессе принимают участие многие органы и системы. Механизм непосредственного голосообразования весьма сложен. В нём участвует весь дыхательный аппарат. Гортань напоминает собой язычковый духовой инструмент. Ротовая полость, глотка, носоглотка, нос и его придаточные пазухи в совокупности составляют так называемый резонатор, а легкие, бронхи и трахея — дыхательные меха.

  1. гортань;
  2. дыхательное горло;
  3. разветвление бронхов;
  4. лёгкие;
  5. диафрагма.

Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из лёгких и бронхов, на своём пути встречает сопротивление в виде сомкнутых голосовых складок, которые могут менять свою длину и форму. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук. Его, однако, нельзя считать полноценным голосом, так как он очень слаб и примитивен, и только пройдя через систему резонаторов, он приобретает индивидуальные силу и тембр.

Принято различать следующие признаки возникающего в гортани звука:

  • высота, связанная с частотой колебаний голосовых складок;
  • громкость, или сила, зависящая от степени смыкания и амплитуды колебаний голосовых складок;
  • тембр, или окраска звука, образующаяся в связи с формой колебаний голосовых складок и зависящая от формы верхнего резонатора;
  • диапазон, или количество тонов, которые даёт голос.

Важнейшую координирующую роль в голосоречевой функции у человека играет центральная нервная система, а голос в связи с этим является главным и основным «материалом», лежащим в основе передачи многогранной социально-значимой информации. Голосовая функция в определенной мере зависит от функции половых желёз. Особое влияние на голос оказывают гормоны половых желёз у женщин. Причиной нарушения голоса могут быть изменения в функциях щитовидной железы.

Расстройства голосовой функции объединяются под общим названием — дисфония.

Причины дисфонии можно условно свести к трём видам:

а) Воспалительные изменения в гортани и резонаторных полостях; острый и хронический ларингит, болезни носа и придаточных пазух, трахеиты и бронхиты. Все эти заболевания в той или иной мере приводят к нарушению функции голосообразования.

б) Органические заболевания голосового аппарата — кровоизлияния в голосовые складки, парезы и параличи мышц гортани, доброкачественные опухоли и кисты.

в) Расстройства голоса в виде функциональных афоний и дисфонии, а так же фонастении. В этих случаях возникают нарушения голоса при отсутствии воспалительных или других видимых нарушений.

Чаще всего функциональные нарушения голоса возникают у профессионалов голоса, в частности у педагогов. Основная причина голосовых нарушений не только в перенапряжении голосового аппарата, но главным образом в эмоциональных факторах, оказывающих травмирующее действие на психику. Нередко потери голоса бывают при неврозах и неврозоподобных состояниях, когда нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Поэтому при лечении таких больных необходимо учитывать состояние, как голосового аппарата, так и нервно-психической сферы.

Большинство всех перечисленных заболеваний, являющихся причинами дисфонии, как правило, — результат либо неправильного лечения воспалительных заболеваний гортани, либо перенапряжений и неправильной работы голосового аппарата.

Наиболее частыми жалобами при заболеваниях голосообразующего аппарата являются: охриплость, осиплость, парестезии и боли в областях гортани и глотки, быстрая утомляемость голоса, носовой оттенок голоса. В связи с тем, что одни и те же жалобы характерны как для больных с простой простудой, так и для тех, у кого имеются серьезные изменения гортани, при всех изменениях голоса следует обращаться к отоларингологу или фониатру, чтобы получить профессиональные рекомендации по лечению в каждом отдельном случае с учётом индивидуальных особенностей человека.

В чём смысл профилактики голосовых нарушений у педагогов? Как уже отмечалось, голос — основной инструмент, от совершенства владения которым и хорошего состояния которого зависит успех профессиональной деятельности педагога. Красивый тембр, свободное использование дыхания, достаточная сила звука, богатство и разнообразие интонаций — вот факторы, обеспечивающие максимально эффективное действие голоса. К сожалению, у работников голосоречевых профессий заболевания голосового аппарата или предпосылки к таким заболеваниям возникают гораздо чаще, чем у представителей других профессий. И одной из основных причин нарушения голоса является неумение правильно использовать возможности своего голосового аппарата, постановка голоса. Наблюдения за состоянием голосового аппарата у педагогов позволили выявить определенную зависимость частоты возникновения нарушений голоса от степени его правильной постановки. Простудные заболевания голосового аппарата, а также сугубо профессиональные заболевания голоса, к которым относятся кровоизлияния в голосовую складку, узелки, парезы и параличи голосовых складок и т. п., чаще возникают у лиц с плохой постановкой голоса. Чрезмерное перенапряжение и переутомление голоса при повышенной голосовой нагрузке у этих лиц может послужить толчком к возникновению расстройства голоса.

Многое зависит от нашей системы воспитания и формирования голоса в высших и средних музыкальных и педагогических заведениях. Судите сами. Медицинский отбор абитуриентов в высшие учебные заведения проводится на основании общей медицинской справки, которая практически не отражает действительного состояния здоровья абитуриента, где уж тут думать о голосе! Проводя медицинские осмотры студентов I курса института им. Мориса Тореза и МГПИ им. Ленина, были выявлены такие заболевания, как хронический тонзиллит, хронический фарингит, гайморит, ларинготрахеит и даже узелки голосовых складок у 10-15 процентов обследуемых. Даже для абитуриентов, поступающих на музыкально-педагогический факультет, не предусмотрены осмотры фониатра или отоларинголога. Вот вам уровень нашей медицины, как, впрочем, и всей нашей культуры!

В Германии существует фониатрический тест при поступлении в педагогические ВУЗы (осмотр гортани, тип дыхания, выносливость голоса, слух).

Поскольку степень выносливости голоса у людей не одинакова, то прежде, чем выбрать преподавательскую карьеру, молодому человеку следует задуматься: сможет ли он выдержать длительную голосовую нагрузку?

Медиками установлено, что около 50 % рабочего времени педагога затрачивается непосредственно на активную работу голосового аппарата: объяснение учебного материала, беседы, лекции. Более 30 % времени употребляется на восприятие чужой речи (ответы студентов, беседы с коллегами). Таким образом, на отдых голосового аппарата приходится лишь 20 % рабочего времени. Некоторые же преподаватели стремятся недельную нагрузку выполнить в течение 4-5 дней, чтобы потом «отдохнуть». Считается оптимальной такая система: после двух-трёх «говорящих» дней сделать перерыв и «помолчать» хотя бы сутки.

Голос преподавателя не просто функционирует, а в отличие от голосовых нагрузок людей «не говорящих» специальностей требует больших энергетических затрат. Ведь школьный класс или учебная аудитория имеют колоссальный источник фонового рабочего шума, который преподаватель поневоле старается «перекричать» своим голосом. Поскольку у большинства педагогов нет специальных навыков владения голосом, то они делают это за счёт увеличения силы звука, что может привести к заболеванию голосового аппарата. Поэтому необходимо ввести на курсах повышения квалификации при институтах усовершенствования преподавателей занятия по технике владения голосом и его охране, на которых нужно знакомить педагогов с правилами фонационного дыхания, со специальными упражнениями для развития голоса и дикции.

Преподаватели должны соблюдать следующие необходимые гигиенические правила и принимать профилактические меры.

  1. Нельзя в холодные дни сразу же после окончания занятий выходить на улицу, необходимо 10-15 минут побыть в помещении.
  2. Утомление голосового аппарата возникает при работе в течение 3-4 часов с перерывами 15 минут, восстанавливается же голос за один час покоя. Это относится в основном к педагогам, имеющим стаж работы до 10 лет; преподаватели с большим стажем устают быстрее — через 2-3 часа — и отдыхать должны дольше — до двух часов. При составлении расписания уроков, лекций и семинаров администрации следует учитывать это обстоятельство. Желательно обратить внимание на нагрузку начинающих педагогов, ведь у них наиболее часто выявляются нарушения функции голосового аппарата.
  3. Если вы знаете, что вам предстоит лекция или семинар, то накануне избегайте сильного физического перенапряжения. Соблюдение режима питания и отдыха также улучшит стойкость вашего голоса: умеренное питание, спокойный сон являются залогом вашего хорошего самочувствия. Принято считать нормальным сон продолжительностью 8 часов, а при значительном нервном утомлении 9 часов.
  4. Закаливание. Принимая холодные обтирания и обливания, можно натренировать организм так, что даже при сильном охлаждении простудное заболевание вас не одолеет. Обтирание может быть общим или частичным до пояса. Начинать обтирания надо водой комнатной температуры, которая не вызовет неприятных ощущений, и постепенно снижать ее до +10 градусов. Проводить их лучше утром. Другим методом закаливания является мытьё ног перед сном холодной водой, начиная с температуры +20 градусов, а затем растирание их досуха махровым полотенцем, пока ноги не покраснеют. Для закаливания можно рекомендовать ежедневные полоскания горла прохладной водой, постепенно снижая её температуру с 18-20 до 12-10 градусов.
  5. Нарушение кровообращения в верхних дыхательных путях может быть вызвано не только переохлаждением, но и перегреванием организма. Злоупотребление горячей пищей и напитками (кофе, чай, жирные блюда и т. п.) часто является причиной возникновения упорного воспаления верхних дыхательных путей.
  6. К веществам, вредно действующим на верхние дыхательные пути и, следовательно, на голос следует отнести алкоголь, острые приправы, а также шипучие напитки (шампанское, фанта, пепси-кола). Менее вредны нехолодное пиво и сухие вина. О вреде курения на голосовой аппарат можно говорить очень много. Известно, что до 90 % среди болеющих раком гортани курящие. У всех курящих наблюдается поражение реснитчатого эпителия верхних дыхательных путей, что нарушает его транспортную функцию, состоящую в удалении частичек пыли, слизи, микробов из бронхов и трахеи. В результате возникает кашель, ещё более травмирующий голосовые складки и другие отделы дыхательных путей. Продолжительное курение вызывает также чувство сухости в горле и отрицательно отражается на звучании голоса.
  7. Нежелательны выступления на открытом воздухе в холодные, ненастные дни. Очень сухой воздух, свойственный помещениям с центральным отоплением, вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому воздух, как в жилых, так и производственных помещениях, надо увлажнять.
  8. Очень полезны физические упражнения, укрепляющие органы дыхания и голосовой аппарат. Преподавателям полезно заниматься теми видами спорта, которые совершенствуют работу дыхательного аппарата, улучшают пластичность скелетных мышц. Это гимнастика, лёгкая атлетика, аэробика, теннис, плавание, туризм. При систематических занятиях спортом организм крепнет, приобретает устойчивость к любым внешним раздражителям, в результате он становится невосприимчивым к переохлаждению, менее подверженным простудным заболеваниям.
  9. Психологи и психотерапевты предлагают методы самовнушения и аутогенной терапии, которые способствуют повышению эмоциональной устойчивости, работоспособности организма и преодолению различных невротических состояний. Индивидуальная форма самовнушения у каждого человека должна соответствовать его характеру, образованию и стать принципом, определяющим его действия. Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, педагогам следует ознакомиться со специальной литературой по данному вопросу.

Не скатиться в косноязычие от усталости после долгого разговора помогает разминка губ, языка и челюсти. Чтобы снять проблему «посаженных» голосовых складок, надо натренироваться напрягать не столько складки, сколько мышцы тела, участвующие в речи. Доцент кафедры сценической речи Российской академии театрального искусства Сергей Терехов предлагает 5 упражнений, чтобы подготовить к разговору речевой аппарат, как это делают перед выступлением актёры:

1. «Уточка».

Разминка для губ. Складываем их бантиком и вытягиваем как можно дальше вперёд, изображая утиный клюв. Затем совершаем обратное движение: растягиваем губы как бы в широкой улыбке, но не обнажаем зубы. Для разнообразия можно вращать вытянутыми губами влево и вправо.

2. «Уколы языком».

Рот закрыт, кончиком языка давим сначала на одну, затем на другую щёку так, чтобы снаружи появлялся бугорок. Движения должны быть быстрыми. Продолжаем уколы, пока не почувствуем тепло. Всё, корень языка разогрет, переходим к кончику.

3. «Три сосны».

Упражнение важно для чёткого произнесения некоторых согласных и расслабления мышц шеи. Зажимаем губами кончик языка и, стараясь их не разжимать, на выдохе «рисуем» воздухе три вертикальных линии сверху вниз: слева, прямо перед собой и справа. Голова двигается свободно, без напряжения. Затем на воображаемых стволах «подрисовываем» ветки.

4. «Расслабление челюсти».

Нащупываем указательными пальцами суставные ямочки между челюстями — они расположены возле ушей. Держим рот приоткрытым и нажимаем на ямочки в течение нескольких секунд, до появления лёгкой боли. Так расслабляются наши челюстные связки.

5. «Ехали медведи».

Кладём руки на солнечное сплетение и читаем по слогам стихотворение, на каждом выдохе толкая ладони диафрагмой.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Далее перемещаем руки на поясницу, а затем и на рёбра и повторяем стихотворение, подключая к работе соответствующие мышцы. Пусть они помогают вашим голосовым складкам. Добивайтесь ощущения, что ваш голос рождается внутри.

 

Подготовка голосового аппарата к выступлению.

Цель упражнений - способствовать приливу крови к органам голосообразования, снять мышечное напряжение, ощутить звук в позиции резонаторов.

 

Упражнение 1.

Поглаживая нос снизу-вверх пальцем, сделайте вдох, похлопывая пальцем по ноздрям - выдох (5 раз).

Похлопывание по ноздрям пальцем - вдох, выдыхая протяжно тянуть звук МММММ, поворачивая голову слева-направо и справа-налево (5 раз).

 

Упражнение 2.

Выдох через маленькое отверстие между губами (фиксированный выдох) — 10-20 сек. Не прерывая выдоха, сделать несколько наклонов вниз.

После окончания упражнения сделать несколько зеваний.

 

Упражнение 3.

Наклон вперёд (спина прямая) - вдох, на выдохе вернуться в исходное положение. Наклон назад (спина прямая) - вдох, на выдохе вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз. После окончания упражнения открыть рот и 10-20 сек. подышать носом.

 

Упражнение 4.

Произнести: П-Б, П-Б, П-Б; произношение этих звуков укрепляет мышцы губ. Произнести: Т-Д, Т-Д, Т-Д; произношение этих звуков укрепляет мышцы языка. Произнести К-Г, К-Г, К-Г; произношение этих звуков укрепляет мышцы полости зева.

 

Упражнение 5.

Опустить голову вниз, протяжно тянуть ММММ, затем запрокинуть голову назад, имитируя произношение этого же звука (5 раз).

Наклонить голову к правому плечу, протяжно тянуть звук ММММ, затем наклонить голову к левому плечу, имитируя произношение этого же звука (5 раз).

 

Упражнение 6.

Плавно, с лёгким давлением, погладить сверху вниз горло и верхнюю часть груди (5 раз).

Плавно, с лёгким давлением, погладить боковые части шеи (5 раз).

 

Упражнение 7.

Произнести: АМБА, АМБА, АМБА, стараясь ощутить близость звука на губах.

Произнести: АНДА, АНДА, АНДА, стараясь ощутить близость звука в верхней части лица.

Произнести: АРБА, АРБА, АРБА, стараясь придать зву­чанию голоса грудной оттенок.

 

Упражнение 8.

Произнести: ЗММММ, БММММ, ДММММ, ЛММММ, при различных положениях головы - наклоны вниз, влево, вправо, произвольное количество раз.

 

Упражнение 9.

Произнести: АММА, АННА, АЛЛА, АРРА, при накло­нах туловища вперёд, назад, влево, вправо, произвольное количество раз.

 

Упражнение 10.

В этом упражнении дана небольшая аутогенная трени­ровка.

Мысленно произнести несколько раз:

«Голос звучит легко, свободно и звучно.

Дыхание плавное и свободное,

Грудное звучание бесконечно,

Тембр мягкий, объёмный и гордый».

После окончания упражнений следует прочесть люби­мые стихи, прозу или тексты.

 

Предлагается несколько способов вернуть пропавший голос.

1) Если осип и захрипел голос, то скорей всего у вас ларингит (воспаление гортани). В первую очередь нужно прогреть ноги, попарить с горчицей и лечь спать в тёплых носках.

2) Враг голосовых складок — полоскания с содой. Сода сушит складки и вызывает ещё большее их раздражение. Хотя некоторые врачи рекомендуют полоскания раствором соды и йода в соотношении: 1 чайная ложка соды и 2 - 3 капли йода на стакан воды утром и вечером.

3) Охрипший человек пытается откашляться, чтобы прочистить горло. Это может привести к ещё большему воспалению складок и даже потере голоса. Но и шептать тоже нельзя. Шёпот является для складок ещё большей нагрузкой. Осипшим и охрипшим нужно говорить как можно меньше, тихим нейтральным голосом, в идеале лучше провести 4-5 дней в полном молчании и без сигарет (для курящих).

4) Рекомендуется обильное тёплое питьё. Любые горячие напитки при срыве голоса противопоказаны так же, как и холодные. Лучше пить тёплый чай с мёдом.

5) Средство для восстановления голоса — ингаляции. Можно использовать лекарственные травы: липу, кору дуба, шалфей, череду, крапиву. Полезны ингаляции на минеральной воде перед сном: в нагретую минеральную воду добавляют несколько капель облепихового или оливкового масла. Можно в обычную горячую воду добавить таблетку валидола и растительное масло. Лечебные пары стоит вдыхать не более 15 минут.

6) Ещё один метод восстановления голоса — полоскания. При появлении сухости в горле рекомендуется полоскание ромашкой, шалфеем, шиповником, эвкалиптом. Полоскание горла подсолнечным маслом: 1столовая ложка масла 2 раза в день натощак, не более 10 минут. Полоскание горла яичным белком (или желтком), подогретым на водяной бане, смешанным со 100 граммами тёплого молока. Подойдёт для полоскания свежевыжатый картофельный или капустный сок.

7) Вернуть голос или избавиться от хрипоты помогут компрессы: на ночь положить на горло тёплый творог либо свежесваренную тёплую гречневую кашу, завернув её в мягкую хлопчатобумажную ткань.

8) Для профилактики: закапывать любое растительное масло в нос; употреблять витамины В1 и С, стараться управлять своими эмоциями.

 

Список использованной литературы:

1. Власенко Ю.С. «О голосе педагога».

2. Герасимова С. «Без дыхания нет звука».

3. Егоров А.М. «Гигиена голоса и его физиологические основы»; «Медгиз», Л. 1970 г.

4. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. «Руководство по фониатрии»; Л. Медицина,1970 г.

5. Зарицкий Л.А., Тригос В.А., Тригос Л.А. «Практическая фониатрия».

6. Казаков И.Ф. «Удивительное о голосе и слухе».

7. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. «Тайны нашего голоса».- Екатеринбург: Диамант, 1992 г.

8. Лебедева Н.Ф., Муравьев Б.Л. «Роль дыхательной мускулатуры в регуляции дыхательного процесса при речевой постановке голоса».

9. Максимов И. «Фониатрия». М. Медицина, 1987 г.

10. Соловьев Е. «Голос - ценный капитал».

11. Таптапова С.Л. «Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса».

 

 

Перейти к содержимому