Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или другим специалистам школы (дефектолог, психолог, логопед)
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Несколько полезных советов
- Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали»
- Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
- Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните как сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок через чур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
- Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов – первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
- Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
- Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
- Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Родителям на заметку:
o Постарайтесь составить режим дня. Вам необходимо точно знать, что ребенок будет делать в тот или иной отрезок времени.
o Во время домашних занятий ничто не должно отвлекать внимание. Предупредите друзей и знакомых, что в это время лучше не звонить и не приходить в гости.
o Прежде, чем приступать к работе приведи в порядок свое рабочее место, чтобы ничего не отвлекало. Помните, слабое внимание коварно, оно готово отвлечься от работы на любую мелочь!
o Приступая к занятиям, нужно привлечь свою волю, постараться не думать о постороннем. Лучший способ настроиться на работу – предварительно просмотреть материалы задания, составить план работы. Помните, если хорошо настроиться на работу, ее будет легче выполнять.
o Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок понимает материал. Если в тексте встретится хотя бы одно незнакомое слово, внимание может быстренько упорхнуть. Поэтому, приступая к заданию, проверьте, насколько хорошо он знает предыдущий материал. И всегда держите рядом с собой словарь.
o Если сосредоточить внимание мешает волнение, тревога, какие-то посторонние мысли, нужно читать задания вслух.
o Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием, пересказыванием, решением задач, придумыванием своих примеров. Это хорошее средство от скуки, а значит, и помощник в сохранении внимания. Однако, такая смена не должна быть слишком частой, иначе это может привести к суете.
Игры на развитие мышления:
- Для развития анализа, синтеза и классификации.
«Нужно положить 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ребенок должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч – нет”.
- Для развития анализа и синтеза.
“По очереди с мамой или папой брать картинки из детского лото и описывать предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет”.
- Для развития анализа и сравнения.
“Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что – нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему – нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.
Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант”.
- Для развития анализа и обобщения.
“Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
– чашка, ложка, тарелка, вилка;
– яблоко, груша, лимон, банан;
– голубь, павлин, утка, цапля;
– собака, корова, свинья, баран;
– ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
– зима, весна, лето, осень”.