Логоритмика для детей с ОВЗ


Логоритмика – это преодоление речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

  • развивать чувство ритма, научить детей ощущать в движениях, в музыке, в речи ритмическую выразительность;
  • развивать у воспитанников способность слушать и слышать, чувствовать настроение музыкальной композиции, музыкальных образов;
  • воспитывать положительное отношение к музыке;
  • преодоление речевого негативизма у детей с ОВЗ;
  • развивать дыхание и силу голоса;
  • работать над фонематическим восприятием;
  • работа над вызыванием звуков по подражанию и автоматизация поставленных звуков у детей с ОВЗ.

Логоритмика традиционно используется в условиях группы детей с одинаковыми речевыми патологиями или сходным  уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, в группах дошкольного учреждения обучаются дети с различными речевыми и психофизическими диагнозами. Именно поэтому, предполагается иной подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики. С детьми с ОВЗ проводится подготовительная работа на индивидуальных занятиях.

Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам, которые разрабатывают специалисты (дефектолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель) и воспитатели комбинированной группы в начале учебного года. Специалисты и воспитатели объединенными усилиями решают коррекционные задачи, обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно–развивающее обучение детей с ОВЗ.

С учетом возрастных и психомоторных особенностей детей с ОВЗ речевая нагрузка на воспитанников в ходе занятия распределяется равномерно. Это достигается путем чередования различных видов деятельности, что позволяет удерживать детей на протяжении всего занятия. Постоянная смена, новизна заданий увеличивает интерес и концентрацию внимания, снижает утомляемость воспитанников, способствует быстрому усвоению материала.

Как система логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет, немаловажную, оздоровительную функцию, помогает пополнить пассивный и активный словарь, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей.

Приблизительная структура занятия по логоритмике.

Виды работы

Цели

Ритмическая разминка

Установить эмоциональный контакт с детьми.

Упражнения на развитие внимания и памяти

Развивать зрительную, слуховую, двигательную память. Вырабатывать быструю и точную реакцию на слуховой и зрительный раздражитель.

Упражнения на координацию движений с речью

Содействовать тренировке дифференцированных и точных движений с речью, ориентировке в пространстве. Формировать чувство ритма.

Артикуляционная и мимическая гимнастика

Отрабатывать статические упражнения органов артикуляционного аппарата, умение объединять   простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Следить за точностью, объемом и полнотой выполнения упражнений.

Дыхательные и голосовые упражнения

Развивать певческие способности. Отрабатывать диафрагмальный тип дыхания, продолжительный речевой выдох.

Речевые игры

Преодоление речевого негативизма. Активизировать словарь и грамматический строй речи. Автоматизировать поставленные звуки.

Релаксационные упражнения

Сосредоточить внимание на физических ощущениях в состоянии расслабления.

Допускаются в структуре занятия замены и дополнительные виды работы с воспитанниками.

  Ожидаемые результаты:

  • ребенок реагирует на зрительный и слуховой раздражитель;
  • у ребенка возникает потребность общения и сотрудничества с детьми в коллективе, умение слушать друг друга и договариваться;
  • у ребенка совершенствуется познавательная активность, систематизируется знания об окружающем мире;
  • у ребенка развитое произвольное внимание, зрительная и слуховая память, мышление, логика;
  • развито чувство ритма, певческие способности;
  • ребенок различает силу и тембр голоса;
  • ребенок проявляет художественно –артистические способности;
  • автоматизированы поставленные звуки у ребенка на речевом материале;
  • сформирована звукослоговая структура слова.

 Список использованной литературы.

  1. Басов М.Я. Движения под музыку. – В кн.: Избранные психологические произведения.-М.,1975. С.147-149.
  2. Богданова Е.В., Жихарева Н.Б. Основные направления дифференцированной работы с заикающимися подростками в условиях стационара. – В сб.: Расстройство речи и методы их устранения. – М., 19/5. С. 103-149.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.— М., 1985.- 191с.
  4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое  исследование заикающихся детей дошкольного возраста.— Л., 1982. С.53-69.
  5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.— М., 1968. С. 142—188; 206—230.
  6. Хватцев М.Е. Логопедия. –М. 1959.
Перейти к содержимому