Консультация «Что особенного в речи детей 5-6 лет?»


На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства.

К пяти годам нормально развивающийся ребенок произносит абсолютно правильно не только свистящие звуки ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), но и шипящие ([ш], [ж], [щ]), а также звук [ч]. Ребенок различает эти звуки между собой. Он говорит совершенно чисто:

В этом возрасте у нормально развивающегося ребенка еще может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков ([р], [р'], [л], [л']).

Ребёнок может произносить «йиба» или «лыба» вместо «рыба», «йепа» или «лепа» вместо «репа», «йук» вместо «лук», «имон» вместо «лимон». Такое нарушение произношения считается физиологической нормой и не должно вызывать беспокойства. Но если малыш произносит звук [р] грассируя (произносить звук р, картавя на французский лад.), а звук [л] заменяет звуком, похожи на [в], уже есть повод для обращения к логопеду.

На шестом году жизни ребенок начинает овладевать фразеологизмами. Если четырехлетний малыш, услышав, что «кот спит без задних ног», приходит в ужас и проверяет, все ли ноги у кота на месте, то пятилетний ребенок вполне может объяснить, что спать без задних ног — это значит спать крепко.

Четырехлетний ребенок не понимает выражения «Не валяй дурака!» и спрашивает: «А где дурак?  У меня нет дурака». Пятилетний же ребенок понимает, что это  выражение — просьба не дурачиться и т. п.

К пяти с половиной годам нормально развивающийся ребенок может легко, без помощи взрослого составить рассказ по серии картинок или сюжетной картинке, пересказать рассказ или сказку, которые услышал впервые, придумать окончание для рассказа, начатого взрослым.

В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец). Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

 

Перейти к содержимому