Искусство говорить правильно!


Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существует определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям. Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения (приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, просьба, приглашение, совет, комплимент и т.д.) Основное назначение общепринятых формул речевого этикета – признание достоинства собеседника, проявление уважения к нему.

Культура речи – сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания. Под культурой речи понимают владение нормами языка, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь. Культура речи - это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие «языкового чутья»», языкового вкуса и интереса к языку.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми. Кто из нас не хочет говорить красиво, правильно, убедительно, который в разговоре с людьми приковывает к себе внимание, вызывает симпатии? И здесь, как известно, немалую роль играют такие притягательные личностные качества, как деликатность, такт, речевая сдержанность, что в известной мере составляет тот ценный сплав, который принято называть обаянием личности.

Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. Вежливость – это еще и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость.

Овладение искусством речевого общения подвластно каждому. Но при этом важно иметь в виду, что оно зависит от целого комплекса культурного достоинства личности. Сюда входят «все области» внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы и т.д. Общение в сфере производственных отношений требует оптимального речевого этикета. И это касается не только культуры речи и речевого поведения. Необходимо не допускать на работе панибратства, называть друг друга на «Вы», по имени и отчеству (даже свою подругу, или младшего по возрасту, или подчиненного), помнить о вежливых обращениях, о тональности общения, уметь властвовать своим настроением.

Такова нравственно – психологическая основа, которую каждый из нас обязан сформировать в себе, для того, чтобы речевое общение не зависело от субъективных причин. Одно из важных условий – это терпимость друг к другу, стремление понять и принять различия характеров, привычек и манер речевого поведения каждого, т.е. стараться уважать несходство своих коллег с собственным «я» и соблюдать речевой этикет. Тональность речевого общения – значительный фактор, определяющий нравственно – эмоциональный климат в саду, в группе, влияющий на качество воспитания детей. Известно, что культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. 

Речевая     сдержанность... Одно         из      драгоценных     умений, помогающих установить обратную связь с собеседником. Как недостает нам этого умения! Вместо диалога иногда собеседник выдает свой монолог, казалось бы, и тема разговора одна, но каждый торопится высказаться о своем. Почему?

Потому, что им изменила речевая сдержанность. Очень важно уметь сделать в разговоре паузу, а то и промолчать. Это необходимо, чтобы вникнуть, и, следовательно, продолжить диалог по существу: чтобы высказать свое уважение и внимание к собеседнику; чтобы не спешить с выводами! Промолчать, чтобы не сказать «сгоряча» слово, которое может ранить, а то и спровоцировать начало конфликта. Ведь многие недоразумения в коллективе возникают из-за недостаточной культуры речевого общения – неумения владеть эмоциями, отсутствия должного такта, речевой сдержанности. Только благодаря непосредственному общению воспитателя с ребенком происходит то главное в педагогической деятельности, о чем говорил К. Д. Ушинский, - воздействие личности на личность. Общение «педагог – дети» - главный педагогический инструмент, от которого зависит контакт и взаимопонимание между ними и, следовательно, успех всего педагогического процесса. Ведь даже глубокие знания и самые передовые методы воспитания эффективны лишь тогда, когда педагог знает «секреты» общения, умеет пользоваться словом, как средством воздействия на всех детей и каждого ребенка в зависимости от его особенностей и ситуации.

Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Ведь входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быть, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры, как следует вести себя, «внушает» ребенку, что он добрый, хороший, прилежный, является словесным «поглаживанием», создающим благоприятный эмоциональный микроклимат для жизнедеятельности.

Поэтому очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении сотрудников, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри коллектива сотрудников, хотя и остается для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе сказывается на них, на их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.

Для взрослых чрезвычайно важно знать такие «секреты» речевых обращений, которые помогают установить коммуникативные связи и вести диалог с ребенком. Дети младшего возраста легче откликаются на привычное, домашнее для них обращение.

А какая гамма оттенков интонаций в диалогах с малышами, ведь это имеет большое значение для них, они чутко реагируют на речевую тональность. Со старшими дошкольниками уместны еще и шутка, мягкая ирония, добродушное подтрунивание – все, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.

Педагог не должен забывать следующие формулы: Одобрение внешности: ты сегодня замечательно выглядишь. У тебя красивое платье. А какой бант! Новый костюм! А прическа! ...

Педагог всегда должен быть еще и немного актером. А это, значит, уметь владеть собой, быть придирчиво требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника. Постоянный контроль педагога за своей речью, стилем речевых контактов, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои достоинства и недостатки с точки зрения их профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, неуравновешенность (которые обычно проявляются в речевом общении особенно ярко) мешают педагогу, подрывают его авторитет. Подобные проявления нельзя оправдать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений. К этому обязывает педагогическая этика, предусматривающая «совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО:

ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО:

Итак, если сопоставить правила для говорящего и для слушающего, то нетрудно заметить: они очень тесно связаны, так как являются неразрывными сторонами общения.

Автор: Костарева Наталья Анатольевна

Перейти к содержимому