Закрепляем предлоги в игровой форме


Закрепляем предлоги в игровой форме.

Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребёнок попросту может не слышать их.

При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 2,5-3 лет, и к 6-7 годам ребёнок должен использовать 21 предлог.

Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.

Давайте рассмотрим варианты таких игр.

1. Игра «Где лежит игрушка?»
Эта игра учит ребёнка понимать значение предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО.
Берём коробку с крышкой, ставим её на стол, а рядом кладём мелкие предметы или
игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую –
под коробку, следующие – на коробку и около коробки.
Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу
кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под
коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.
После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить
просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.
 

2. Игра «Куда села бабочка?»
Игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА.
Держим в руке игрушечную бабочку или её изображение и перемещаем её на различные
предметы, спрашивая у ребёнка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник,
на стену, на штору, на тумбочку и т. д.
 

3. Игра с мячом.
Эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С.
Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребёнок отвечает и бросает мяч
обратно: «С сахаром».
«С чем делают блинчики?» (С творогом).
«С кем ты дружишь?» (С Сашей).
«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

4. Игра «Прятки»
Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребёнок не видел этого. Предлагаем ему угадать,
куда мы положили игрушку, задавая вопросы, в которых есть предлог. Например: «Ты
положила мяч в шкаф?», «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты закатила мяч под кровать?» и
т.д.

5. «Придумай предложение»

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с “маленьким словом” (например, на).При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась на большую ветку.

Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

6. «Послушай, запомни, назови»

Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (напр., НА).

Взрослый четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребёнка - выделить в каждом коротком стихотворении “маленькое слово НА”, то есть произнести его утрированно.

На полянке возле речки загорали огуречки.

Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

 

Воробей сидел на ветке у окна,

Ну, а я - на табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей на крышу с ветки,

А я на пол с табуретки

 

Белые снежинки на веточках висели,

Белые снежинки от ветра полетели:

На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

На высокие дома…

Значит, к нам пришла зима!

Аналогично проводится работа над другими предлогами.

7. «Кто где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом  В.

Ребёнок подбирает пары картинок, отвечая на вопрос логопеда: ”Кто где живёт?”

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Волк живет в логове.

- Собака живет в конуре.

И т.д.

8. «Что в чём?» (на тему посуда)

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).                                                                                 

На столе перед ребёнком выкладываются картинки с изображением посуды.

Взрослый задаёт вопросы. Ребёнок отвечает, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- Воду кипятят в чайнике.

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

Аналогичным образом проводится игра “Где что лежит?”

- Где лежит хлеб?

- Хлеб лежит в хлебнице.

- Где лежат конфеты?

- Конфеты лежат в конфетнице.

9. «Найди Тишку»

Цель: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

Взрослый рассказывают малышу о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослый просит малыша посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать: под что мог залезть котенок Тишка? При этом он просит “нажимать” на “маленькое слово ПОД”. Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребёнок сам образовывал предложно-падежные конструкции. Например:

- а если это был забор? (Ответ ребёнка: Тишка залезал под забор)

-в доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал под крыльцо.) и т. п.

10. «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»

 Цель: закрепление предложных конструкций.

Взрослый предлагает ребёнку изображение новогодней ёлки и просит ответить на вопрос: ”Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”. Например:

- На ёлке шишки (красный шар, звезда, сосулька, серпантин ...)

- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, снег, Дед Мороз...)

Такие игры полезно повторять, используя разные игрушки и предметы домашнего
обихода.
При выполнении заданий с предлогами произносить их нужно раздельно и внятно,
выделяя при помощи интонации и силы голоса.
Обязательно нужно следить за тем, чтобы ребёнок тоже произносил предлоги отдельно от
идущего за ним слова.

Перейти к содержимому