Дидактические игры и упражнения с использованием мнемотехники в развитии связной речи дошкольников


Дидактические игры и упражнения с использованием мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона изучили с помощью томографии головной мозг 8 человек, считавшихся чемпионами мира по способности к запоминанию информации.

Оказалось, никаких особых секретов у этих людей нет, их головной мозг ничем не отличается от мозга человека с «нормальной забывчивостью», а феноменальная память – следствие умелого применения мнемотехники.

Мнемотехника (она же мнемоника) – искусство запоминания, совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций и связей.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Цели и задачи:

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Актуальность

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Наш акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети средней группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.

Мнемотаблицы и дидактические игры

Мнемотаблицы, схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т. е. способствовала развитию, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

Мнемотехника многофункциональна. На основе использования её приёмов можно создать разнообразные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьми,необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

В процессе работы подобрана серия дидактических игр и упражнений, направленных на увеличение словарного запаса, на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения, на умение составлять описательные рассказы, передавать связно и выразительно художественный текст, на составление сказок, творческих рассказов.

Примеры дидактических игр

1. Дидактическая игра «Лото – «Живой мир».

Задачи игры:

• закрепить знания о диких и домашних животных;

• учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам;

• обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных;

• подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных;

• развивать умение употреблять предложения сложных конструкций;

• воспитывать культуру речи;

• развивать координацию движений и умение владеть своим телом при показе пантомимы.

Мотивация: Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки.

Правила игры: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.

2. Игра «Какая сказка спряталась?»

Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.

Вариант№2.

Разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать схемы сказок и рассказать любую сказку.

3. Игра «Угадай, кто я?»

Развивает словарный запас, расширяет представления детей о характерных признаках и повадках животных.

Цель: составить описательный рассказ о животном.

Ход игры.

Вариант №1 Детям предлагают опорную мнемотаблицу, по которой составляется рассказ.

Вариант №2 Детям предлагают мнемотаблицу, ребёнок должен угадать животное и составить связный рассказ.

Вариант №3 Ребёнок сам создаёт мемотаблицу о каком – либо животном и предлагает другим детям угадать это животное.

4. Игра «Фантазёры».

Цель: развивать умение составлять творческие рассказы; закрепить понятие о структуре рассказа (начало, середина, конец, учить использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Для игры необходимо изготовить общую карту – схему и две карты схемы – помощницы для составления рассказов. Можно использовать общую карту - схему для составления рассказов, можно привлекать карточки из других схем. У каждого рассказа, составленным ребёнком должно быть: название, интересное содержание и конец.

Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет достаточно точно передать сюжет, не сбиваясь от начала до конца.

Вывод

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Литература:

*Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г. ; №3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.

*Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

*Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

*Полянская Т. Н. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

*Тихомирова Л. Ф. «Познавательные способности детей 5-7 лет». М. 2005

*Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

Перейти к содержимому