Возрастные особенности детей дошкольного возраста


Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста растет и развивается очень интенсивно.
Изменения в ребенке внимательные взрослые отмечают чуть ли не каждые
полгода. Но иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем ребенка
так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже
может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто
ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть
усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще
совсем не готов к этому.
Знания о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и
потребностях, помогут родителям быть готовыми к изменениям в его
характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в
период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные
требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо
знать о характерных возрастных особенностях.

 

В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь,
переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам
стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за
тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все
видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться,
умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и
пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий,
требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины
такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку
стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не
задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может
быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно
стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама
принадлежала только ему.
Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он
является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как
личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш
становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не
поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так
как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень
трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты
характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он
будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла",
будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым
и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со
сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь
уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах
разумного.
Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с
ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и
лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда
правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все
еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться
этому, а тактично поправлять ребенка.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения
не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи
ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение
речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок
не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже
пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае
нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как,
зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка
заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно,
отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают
скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет,
обобщает, запоминает.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся
ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая
из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты,
мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на
свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети
- зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой
ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
2) выделение величины (большой, поменьше, маленький),
3) называние формы (круг, квадрат, треугольник),
4) расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко,
низко, спереди, сзади);
5) сравнение по цвету, форме, размеру;
6) координация движений рук и зрения;
7) формирование понятий «много», «мало», «один».
Вам как родителям важно:
Ø Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно,
хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать
безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно
использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если
именно вы будете его партнером по игре.
Ø Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:
пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и
другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под
присмотром взрослого!
Ø Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то,
что он видел или делал.
Ø Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами.
Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в
другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза.
Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его
взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.
Ø Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его
эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом
возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Ø Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать
малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего
ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное
исследование нового.
Ø Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам
ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная
для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его
можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует
утешить или переключить его внимание. Важным моментом в
воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное
подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были
с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи
рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте
вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.

 

 

Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью.
Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими
возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в
общении, уважении, признании и самостоятельности.
В этом возрасте ваш ребенок:
ü Выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для
благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как
самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается
установить с ними новые отношения.
ü Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все,
что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по
силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу
взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем
перечить другому.
ü Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а
исходя из других, более сложных и стабильных мотивов.
ü Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи,
но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции
взрослых и детей на его поступки.
ü Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное
наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно
действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а
потом ему хочется переключиться на что-то другое.
ü Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и
воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать
желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в
одиночестве и скучать.
ü Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова,
придает уже известным словам свой особенный смысл.
ü Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола,
максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики
испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный
опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке,
когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они
испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
ü В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и
замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании,
постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо,
чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся Волка, Бабы
Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих нелицеприятных личностей.
Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения
родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.
Вам как его родителям важно помнить:
С терпением и пониманием относится к протестам и бунтам ребенка.
Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка может привести к
пассивности, зависимости и инфантильности. Иногда следует позволять
ребенку настаивать на своем (если это не опасно для его жизни и здоровья).
Но, когда капризы становятся частыми и по нелепым поводам – это вас
должно насторожить. Не позволяйте ребенку командовать собой и
добиваться своего только таким способом. Иначе это станет привычкой и
потом вам с этим придется очень долго и тяжко справляться. Старайтесь
договариваться.
Помните, что упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на
своем не потому, что ему этого хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его
мнением считались.
Разбирайте вместе с ребенком конфликтные ситуации в детском саду или
на детской площадке. Учите его уважать собственные и чужие интересы и
чувства. Для этого важно самим быть для него примером – то есть
уважительно относиться к нему самому и другим членам семьи.
Бережно обращайтесь с чувствами ребенка. С пониманием относитесь к
его горю или злости, разделяйте с ним радость, чувствуйте его усталость.
Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно справляться с
собственными эмоциями.
Не создавайте из возрастных страхов лишней проблемы! Вовремя
успокойте ребенка, нежно поговорите с ним. Помните: при спокойной и
благоприятной атмосфере в семье эти страхи проходят сами собой или
проявление их будет незначительно.
Продолжайте развивать координацию движений (учите прыгать, стоять на
одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (лепка, шнуровка, пирамидки,
собирание бусинок).
Помните, что речевые обороты и запас слов у ребенка формируется из той
речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг очень
полезно для расширения словарного запаса ребенка, развития его мышления.
Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте события дня, а также
терпеливо отвечайте на вопросы.
Что должно беспокоить родителей в ребёнке к 4 годам:
· Чрезмерное беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
· Резкие смены настроения, раздражительность, частые и продолжительные
истерики;
· Чрезмерная медлительность, вялость;
· Трудности контактов со сверстниками и взрослыми, отсутствие
потребности в общении;
· Плохой сон (вскрикивает во сне, часто просыпается и т.п.);
· Тики (непроизвольное подергивание век, губ, мышц лица, навязчивые
однотипные движения, грызение ногтей);
· Заикание;
· Задержка в речевом развитии.

 

 

Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из
кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность
в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:
ü Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать
самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона
самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки
установить свои правила в своем близком окружении.
ü Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства
других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические
понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят
взрослые, а исходя из того, как они поступают.
ü Творческие способности. Развитие воображения входит в очень
активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он
получает возможность стать главным героем, добиться недостающего
признания и т.п.
ü Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует
себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое
магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но
безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
ü Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок
переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры
становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в
войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся,
помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной
становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
ü Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо
всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные
вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном
разговоре или занимательной игре.
ü Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально
выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на
них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери.
Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое
дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же
чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого
пола в детстве.
Вам как его родителям важно:
Ø Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не
позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много,
иначе их трудно выполнить.
Ø По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы.
Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги
(ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо
злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте
готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу.
Ø Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую
реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте
сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми
этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
Ø Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за
незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей
вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность,
неуверенность и отсутствие инициативы.
Ø Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о
тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная
информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для
страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя
ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)
Ø Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с
взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует
формированию страхов у ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается,
что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным
неизвестности и опасности. Не дает сформироваться адекватной защите от
страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей,
постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим
обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.
Ø Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчество и
самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни
положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.
Ø Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми.
Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и
совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните,
что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со
сверстниками.
Ø Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем,
что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому
о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.
Ø Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением,
стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.

 

 

 

В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе
внимание,
поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения
"неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в
отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"
Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими
потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность
выставленных взрослыми границ,
с целью заполучить то, что хочет.
В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с
равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по
правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением,
проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может
многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит
играть во «взрослые дела».
В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-
летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых
родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся
к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между
собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его
положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не
передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от
повседневных опасностей и страхов.
Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется
родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам,
манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола.
Подобным образом устанавливается модель будущих семейных
взаимоотношений.
Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать
много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут
торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда
вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят
замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в
игровой ситуации форму отношений взрослых.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться
страхи,
особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего
именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если
родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним
(ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный,
то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.
Вам как родителям важно:
С уважением относитесь к его фантазиям
и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению,
позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не
эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии
отстоять и выдержать.
Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему
только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с
ребенком совместные планы.
Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед
собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным
успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая
причины неудачи.
Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем
на ваши приказы.
Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его
подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его
инфантильность, пассивность.
Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка
вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с
вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая
«не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги.
Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно
пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологам.

 

 

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка.
Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.
В этом возрасте ваш ребенок:
Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в
состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования,
которые будут предъявлены ему в школе.
Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он
становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к
объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает
ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.
В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии: запрет и вседозволенность.

В первом случае ребенок лишается возможности реально сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться.
Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда и в дальнейшей жизни он будет успешным. Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Вам как его родителям важно:
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьной обстановке, выберите для
него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности
предварительно выясните уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
Не торопитесь с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой
интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в
школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разных групп по подготовке к школе.
Выстроите режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на
отдых, игры, прогулки. Помните, что познавательная мотивация именно в этом возрасте быстрее всего истребляется скукой и принуждением. Познавательный процесс должен быть для ребенка интересным и увлекательным.
Помните, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от избыточного контроля и опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам. Пересмотрите свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по
его собственному усмотрению или желанию. Не следует вмешиваться в дело,
которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно
обсуждать с ним его требования и желания. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято» или «Так надо».
Границы, которые вы устанавливаете для ребенка, - это не прутья клетки.
Ребенку нужно знать о том, что они существуют и где они находятся. Но он не должен натыкаться на них при любой попытке сделать шаг.
Любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастными личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). По возможности не оценивайте самого ребенка, а оценивайте лишь его действие или поступок.
Спрашивайте мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию к успеху, в противовес мотивации избегания неудач.
Таким образом, старайтесь дифференцировать свое поведение, эмоционально
поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.
Дайте подрастающему ребенку возможность учиться — и ему некогда и незачем станет бороться с вами.

Перейти к содержимому