Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей


Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения.

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя - логопеда и воспитателей ДОО.

Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателей ДОО организуется в соответствии со следующими целями:

1. Повышение результативности коррекционно - логопедической работы.

2. Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течении дня для исключения перегрузки детей.

3. Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя - логопеда и воспитателей:

1. Открытые занятия учителя - логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а так же с требованиями, предъявляемыми к речи детей.  Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребенка.

2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях.

3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала).

4. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников,  неречевых психических процессов, связанных с речью:

Функции логопеда:

1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко-слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм).

2. Формирование фонематических процессов.

3. Совершенствование состояния лексического компонента.

4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

5. Формирование грамматического строя речи.

6. Совершенствование связной речи.

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи.

5. Закрепление графомоторных навыков.

6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны: торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи, не должны заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками; давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

Логопед совместно с воспитателями ДОО оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции звукопроизношения. Она включает в себя упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Осуществлять гимнастику следует каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут.

2. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за раз. При этом каждое упражнение необходимо повторять по 4-5 раз.

3. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) следует выполнять по 10-15 сек.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику по указанию логопеда, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Так же важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Перейти к содержимому