Адаптация ребенка к условиям детского сада


Выступление на родительском собрании

Тема: «Адаптация ребенка к условиям детского сада».

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

Задачи:

  1. познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ
  2. способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;
  3. способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

Методы: словесные (консультация), наглядные (презентация, памятки, сказки).

Оборудование и материалы: раздаточный материал (анкеты, памятки, сказки)

Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас видеть в нашем детском саду. Давайте с Вами познакомимся. Основная моя работа направлена сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных ситуациях. Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста происходит в процессе различных видов деятельности: игровой, учебной, режимных моментов. Все занятия проходят в игровой форме. Также я провожу работу по облегчению адаптации к дошкольному учреждению. Если у вас возникнут вопросы или затруднения, касающиеся адаптации и вообще воспитания и общения с ребенком, вы можете получить индивидуальные консультации. Сегодня хотелось бы сделать акцент на адаптации ваших детей к условиям детского сада.

- Как вы думаете, что такое «Адаптация»?

Адаптация в переводе означает - приспособление.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.

Адаптация к детскому саду – тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, и новым отношениям, но и выработка новый умений и навыков. Ведут себя дети по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации:

- беспокойство

- страх

-заторможенность (повышенная возбудимость)

-капризность

- раздражительность

- упрямство

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

-являющиеся единственными в семье;

- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

- привыкшие к тому, что их капризам потакают;

- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

- неуверенные в себе;

- страдающие ночными страхами;

- эмоционально неустойчивые;

- пережившие психологическую травму;

- чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

Будьте готовы отпустить своего ребенка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребенка от себя. Взрослым надо осознать, что детский сад – это совсем не страшно. Ребенку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.

Легче всего пройдет адаптация у детей.

- Детям. Чьи родители готовили их к посещению сада заранее. За несколько месяцев до этого события (это заключается в том, родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада)

- Детям, физически здоровым, т е не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребёнка напряжены, и можно направить на привыкания к саду, не тратя время на борьбу с болезнью)

- Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на обучения всему необходимому)

- Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание)

- Детям, чей рацион питания приближен к саду.

Выделяют три фазы адаптации:

  1. Острая фаза или период дезадаптации (ТЯЖЕЛАЯ) – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение, может появляться упрямство.
  2. Собственно адаптация (СРЕДНЯЯ) – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
  3. Фаза компенсации (ЛЕГКАЯ) – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

 

Главным расслабляющим и отвлекающим средством для дошкольников является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Ведь ваши дети проводят очень много времени в детском саду и то насколько ему будет здесь комфортно зависит от вас и от нас.

Советы для родителей.

1. Старайтесь не нервничать. Не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

3. По возможности проводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4.  Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком.

5. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

6. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.

7. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

8. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

9. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).

10. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

11. На время исключите посещение с ребенком многолюдных мест.

12. Будьте терпимее к его капризам.

13. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

14. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, читайте каждый день.

15. Не скупитесь на похвалу.

16. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Следует помнить, что после длительных перерывов (например, (после летних каникул), ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для вашего малыша.

Заключительная часть.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам!

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.
  2. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград.: Издательство «Учитель». – 127 с.

Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Издательство «Учитель», 2008

Перейти к содержимому