Выступление на родительском собрании
Тема: «Адаптация ребенка к условиям детского сада».
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.
Задачи:
Методы: словесные (консультация), наглядные (презентация, памятки, сказки).
Оборудование и материалы: раздаточный материал (анкеты, памятки, сказки)
Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас видеть в нашем детском саду. Давайте с Вами познакомимся. Основная моя работа направлена сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных ситуациях. Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста происходит в процессе различных видов деятельности: игровой, учебной, режимных моментов. Все занятия проходят в игровой форме. Также я провожу работу по облегчению адаптации к дошкольному учреждению. Если у вас возникнут вопросы или затруднения, касающиеся адаптации и вообще воспитания и общения с ребенком, вы можете получить индивидуальные консультации. Сегодня хотелось бы сделать акцент на адаптации ваших детей к условиям детского сада.
- Как вы думаете, что такое «Адаптация»?
Адаптация в переводе означает - приспособление.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
Адаптация к детскому саду – тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, и новым отношениям, но и выработка новый умений и навыков. Ведут себя дети по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации:
- беспокойство
- страх
-заторможенность (повышенная возбудимость)
-капризность
- раздражительность
- упрямство
Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:
-являющиеся единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.
Будьте готовы отпустить своего ребенка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребенка от себя. Взрослым надо осознать, что детский сад – это совсем не страшно. Ребенку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.
Легче всего пройдет адаптация у детей.
- Детям. Чьи родители готовили их к посещению сада заранее. За несколько месяцев до этого события (это заключается в том, родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада)
- Детям, физически здоровым, т е не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребёнка напряжены, и можно направить на привыкания к саду, не тратя время на борьбу с болезнью)
- Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на обучения всему необходимому)
- Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание)
- Детям, чей рацион питания приближен к саду.
Выделяют три фазы адаптации:
Главным расслабляющим и отвлекающим средством для дошкольников является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Ведь ваши дети проводят очень много времени в детском саду и то насколько ему будет здесь комфортно зависит от вас и от нас.
Советы для родителей.
1. Старайтесь не нервничать. Не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
3. По возможности проводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком.
5. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
6. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
7. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
8. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
9. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
10. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
11. На время исключите посещение с ребенком многолюдных мест.
12. Будьте терпимее к его капризам.
13. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
14. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, читайте каждый день.
15. Не скупитесь на похвалу.
16. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Следует помнить, что после длительных перерывов (например, (после летних каникул), ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для вашего малыша.
Заключительная часть.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам!
Литература
Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Издательство «Учитель», 2008